Традиционный бурятский костюм - Разное - Каталог статей - Петропавловка, любимый край!
Пятница, 18-Апр-2014, 19:52

.

Меню


7 чудес района
Участник Республиканского конкурса "7 чудес природы БУРЯТИИ" width=
Разделы
Природа края [4]
Все что связано с живописными местами под названием Джидинский район и не только
Село [25]
Рубрика посвещена родному селу
Школа [5]
Все что мы знаем о нашей школе или хотелибы еще узнать
Люди [23]
О людях которые связаны своей судьбой с Джидинским районом и Петропавловкой
Наш район [23]
Все что связано с нашим районом
Разное [82]
Погода

Погода в России
Погода в с. Петропавловка на ближайшие дни показать

Гороскоп
Loading...
Календарь



Наши друзья
Статистика



Онлайн: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Код кнопки:

с.Петропавловка Джидинский район республика Бурятия Россия

Страница тегов



Добавить в Избранное



Сайт адаптирован под браузер Opera

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Традиционный бурятский костюм
Народный костюм (одежда) представляет собой богатейший историко-этнографический источник, исследование которого может существенно уточнить и углубить знания об историческом прошлом и настоящем народа, о его многочисленных культурных контактах и взаимодействиях». Костюм всегда отражает определенное историческое время. Традиционная одежда по определению принадлежит к области традиционной этнической культуры, именно поэтому ее доминантной функцией следует признать этноидентифицирующую, связанную с сохранением, закреплением этнической, этнокультурной идентичности.

Буряты – монголоязычный народ Сибири. Археологические, этнолингвистические материалы допускают предположение о том, что протобурятские племена сложились в конце неолита и в эпоху бронзы (2500-1300 лет до н.э.). Достаточно мощные культурные слои датируются периодом 35-20 тыс. лет назад – это памятники толбагинской культуры. Анализ раскопок позволяет делать вывод, что в этот период существовали такие виды деятельности, как резание, строгание, сверление, обработка шкур.

С древнейших времен на территории Бурятии жили различные племена и народы, частью исчезнувшие с исторической арены, например, создатели культуры «плиточных могил». С III в. до н.э. население Прибайкалья и Забайкалья втягивается в орбиту грандиозных исторических событий, связанных с образованием ранних государственных объединений хунну, сяньби, жужаней и древних тюрков. Начинается распространение монголоязычных племен в Прибайкальском регионе. В XI-XIV вв. Забайкалье оказалось в центре монгольских политических событий, в частности, в создании единого Монгольского государства во главе с Чингисханом.

Все родоплеменные и территориально-этнические группы по обе стороны Байкала имели различия в языке, быте и культуре. Кроме монголоязычных племен и родов, в Бурятии обитали тунгусы, сойоты, тофалары и якуты. В середине XVII в. Бурятия была присоединена к Российскому государству. Это событие имело большое влияние на дальнейшее развитие хозяйства, культуры и общественного строя бурят. С этого момента началось образование бурятской народности, ее отделение от монгольского мира. Следует отметить, что в состав бурятского этноса кроме аборигенных монголо-бурятских племен и родов, вошли различные халха-монгольские, ойратские, тюркские и тунгусские группы. Таким образом, можно сделать вывод, что буряты как народность сформировалась в период с XVII по XIX век. Поэтому комплекс одежды и костюмы этого периода можно отнести непосредственно к бурятам. До этого периода не могут восстановить костюмный комплекс, так как нет никаких материалов по данному вопросу, но в связи с тем, что буряты имеют общие этнокультурные корни с монголами, летописные хроники и древние сказания отчасти могут дать информацию об элементах одежды и семантике цвета. Например, эпос «Гэсэр», - в этих произведениях упоминаний об одежде мало и нет описаний костюмов, тем не менее можно сказать, что богатство и знатность подчеркивалось соболиной шубой, которой мог владеть человек, занимающий важное место в социальной иерархии. Одним из знаковых элементов является пояс – богато украшенный и орнаментированный.

Таким образом, по письменным источникам костюм бурят восстановить невозможно. Поэтому все исследователи опираются только на сохранившуюся одежду XIX – начала ХХ в. в музеях, на письменные свидетельства путешественников, ученых, исследователей, дипломатов, оставленные в XVII - XVIII вв.

Ведущей отраслью хозяйственной деятельности бурят было скотоводство – пастбищное с зимними тебеневками. Разводили 5 видов скота (табан хушуута мал): крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз, верблюдов. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. У бурят на берегах Байкала рыболовство играло существенную роль в хозяйстве, у бурят, обитавших в горно-таежных районах, была развита охота. Особо развитым у бурят было кузнечное ремесло, передаваемое по наследству. Кузнецы изготовляли оружие, предметы быта, украшения. В домашнем хозяйстве, где решающую роль играли женщины, занимались изготовлением войлока, выделкой кожи, плетением веревок, изготовлением орудий труда, сбруи, предметов бытового назначения.

Предки бурят умели добывать металл и являлись хорошими мастерами по его обработке. Кузнечное искусство считалось почетным занятием и божественным даром. Оно имело большое значение в жизни предков бурят. Их кузнецы изготовляли вооружение для воинов, орудия охоты, топоры, ножи, котлы для варки пищи и соли, принадлежности конской сбруи с серебряной чеканкой и различные металлические изделия, необходимые для домашнего обихода, хозяйства, а также украшения. Бурятские металлические украшения для одежды и сбруи, ножи и оружие имели широкое распространение у соседей, а позже охотно использовались и русскими.

Почти все, что нужно было для несложного хозяйства, буряты изготовляли сами: женщины катали войлок, обрабатывали шкуры животных, дубили кожи, делали ремни, шили обувь. Находка пряслиц в Обусинских могильниках (Приангарье) свидетельствует, что буряты знали в старину ткачество. Мужчины изготавливали веревки, деревянные остовы юрт, несложную деревянную обстановку юрт, повозки (рабы), домашнюю посуду, седла, сбруи, луки и стрелы… Одежда шилась обычно из шкур зверей и домашних животных. Богатые употребляли шелковые ткани, привозившиеся из Средней Азии и других стран.

В XVIII - начале ХХ вв. под влиянием русских крестьян буряты постепенно стали переходить к земледелию и оседлости. Необходимо отметить, что традиционная культура бурят находилась под влиянием различных культур – западной и восточной. Поэтому имелись различия между западными (предбайкальскими) и восточными (забайкальскими) бурятами, обусловленные рядом причин исторического, географического, хозяйственно-экономического порядка. В XIX в. у западных бурят был скотоводческо-земледельческое хозяйство, у забайкальских – скотоводство с элементами земледелия.

В период капитализма буряты вовлекаются в товарно-денежные отношения, у них появляются купцы и предприниматели, развиваются промыслы. Социально-экономические и культурные сдвиги отразились в одежде и украшениях. Материал одежды зависел от физико-географической среды и хозяйственно-культурного типа. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды все чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна, привозимые купцами на знаменитую Кяхтинскую ярмарку. Ткани русского и западноевропейского производства использовали буряты Предбайкалья. Забайкальские буряты продолжали пользоваться китайскими хлопчатобумажными и шелковыми тканями (мажал, соембу, чесуча). Позднее все буряты стали использовать материал русского производства. Мужская и женская одежа становилась более разнообразной – появились пиджаки, пальто, юбки, кофты, платки, шляпы, сапоги, валенки и т. д. Вместе с тем продолжали сохраняться традиционные формы одежды и обуви: меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женская безрукавка и т.п. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили сережки, браслеты, кольца, кораллы, монеты, нанизанные на нитку, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили пояса, ножи, трубки, огнива. У богатых людей – еще ордена и медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие об их высоком социальном положении.

Первые сведения о бурятском костюме встречаются в записях путешественников, историков, этнографов, начиная с XVII в. Путевые записи русских послов в Китай Н. Спафария, исследователя Центральной Азии Г.Н. Потанина и др. дают нам представление об одежде и ее описание. Подробно этот вопрос рассмотрен Р.Д. Бадмаевой. Она отмечает фрагментарность сведений XVII в., тем не менее это первые известия, характеризующие одежду. В них основное внимание обращается на дорогие меха (соболь, лисица, бобры), ткани, изделия из серебра и военное снаряжение. Кроме того, в XVII в. в ходу были бухарские и китайские хлопчатобумажные ткани – киндях, зендень, белье, китайка, дороги, камка. Вместе с русскими казаками появляются русские и европейские ткани.

Сведения об одежде бурят можно найти также в записях дипломатов – посланников царя в Китае. Дневник Н. Спафария – одно из наиболее ранних описаний Предбайкалья и Забайкалья, записи Избранта Идеса также дают описания зимней и летней мужской одежды, головного убора. Внимание костюму бурят уделяли Джон Бель, Лоренц Ланг.

В ХХ в. буряты получили свою автономию, в республике развивалось аграрно-промышленное хозяйство. Научно-технический процесс и урбанизация вызвали рост городов, рабочих поселков, увеличение численности рабочих и служащих; появление колхозов и совхозов. Изменился быт населения. Одежда современных бурят – полностью городская. Некоторые национальные виды сохраняются: безрукавка, варежки, шерстяные чулки. У людей старшего поколения можно увидеть халаты, зимнюю верхнюю одежду. Украшения составляют как современные, так и традиционно бурятские. ХХ век – период многочисленных исторических, этнографических исследований.

Р.Д. Бадмаева в своем исследовании впервые представляет костюм как часть материальной культуры, прослеживает его изменения во времени и рассматривает его как историко-этнографический источник. Она также делает сравнения между костюмом бурят и костюмом других народностей Южной Сибири и Средней Азии, выявляет территориальные различия в одежде бурят Предбайкалья и Забайкалья. Например, как отмечает Р.Д. Бадмаева, костюм предбайкальских бурят близок к костюму тюркоязычных народов Азии и монголов Западной Монголии. Своеобразия, наблюдаемые в костюме бурят Забайкалья, объясняются связи с восточномонгольскими племенами, народами Южной Сибири и Средней Азии. В костюме бурят также выражено влияние эвенков и русских.

Обобщая результаты исследования эволюции костюма, можно сделать следующие выводы:

Костюм бурят – часть материальной культуры народа, в процессе взаимовлияния с другими народами он сохранил простоту, одинаковость элементов мужского и женского костюма. При всех общих чертах имеются различия в одежде локальных групп бурят. На их основе можно выделить комплексы, присущие для населения разных районов.

В процессе развития заметны черты двух культур в истории бурятского костюма – древнеохотничей и скотоводческой.

Анализ истории бурят, элементы бурятского костюма говорят об общности с традиционной культурой эвенков, хакасов, киргизов, казахов, народов Центральной Азии и монголов. На конструкцию костюма повлияли русская и восточная культура.

Бурятский народный костюм сложился в результате длительной эволюции. Его формированию предшествовал длительный путь развития от простых примитивных форма до сложных, требовавших специального технологического решения, материала, способов ношения. Преобразование различных элементов костюма вызвано стремлением человека максимально приспособиться к условиям среды обитания. Усложнялись и функции костюма – от чисто утилитарных до социальных, этических, эстетических. Неизменной и постоянной является этноидентифицирующая функция.

Традиционный костюм – наиболее значительная и специфическая часть материальной культуры, в нем отражаются все процессы этнического, духовного и социального развития народа.



Источник: http://ayaganga.ru/masterskay1.html
Категория: Разное | Добавил: VEVKUBE (27-Авг-2010)
Просмотров: 5843 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]