Четверг, 27-Июл-2017, 04:48

.

Меню


7 чудес района
Участник Республиканского конкурса "7 чудес природы БУРЯТИИ" width=
Разделы
Природа края [4]
Все что связано с живописными местами под названием Джидинский район и не только
Село [24]
Рубрика посвещена родному селу
Школа [5]
Все что мы знаем о нашей школе или хотелибы еще узнать
Люди [22]
О людях которые связаны своей судьбой с Джидинским районом и Петропавловкой
Наш район [23]
Все что связано с нашим районом
Разное [79]
Погода

Погода в России
Погода в с. Петропавловка на ближайшие дни показать

Гороскоп
Loading...
Календарь



Наши друзья
Статистика



Онлайн: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Код кнопки:

с.Петропавловка Джидинский район республика Бурятия Россия

Страница тегов



Добавить в Избранное



Сайт адаптирован под браузер Opera

Каталог статей

Главная » Статьи » Село

«Петропавловка –джидинская станица»
Вообще-то эта тема давно, специально не выделяясь, активно развивается на сайте Предыстория, в разных темах Григорьев ,Jura, , АндрейСафонов,Wings ,Сергей Трофимов Shestakov и другие много уже наработали. Но, наверное, нужен еще один шаг, чтобы наработанное собрать в единое, добавить источники от историков, земляков, активного народа и соединить по праву с именем Петропавловка- джидинской казачьей станицы. Показательно, а что еще ожидать, что доступная народу информационная среда и даже Интернет-пространство о казачьем прошлом Петропавловки почти ничего не дает. Так обширный поиск по ключевым словам История Петропавловка Бурятия дает пару фразу о прошлом Петропавловки без акцента на казачество , известный сайт Википедия предоставляет большой обьем информации по пос. Джида (жд. станция) и ничего не сообщает о Петропавловке , кроме того ,что это районный центр. 
Поиск по словам Казачество Бурятия Петропавловка показал только один сайт, который профессионально работает по теме- и это… наша Предыстория!, что еще раз подтверждает высокий профессиональный уровень работы, но там замечательно, обширно представлена Желтура, но к сожалению, не Петропавловка.
Казалось бы на месте, в самой Петропавловке, казачье прошлое должно быть очевидным , но, там, даже в собственном краеведческом музее, как подтверждает Jura , ничего нет по казачеству. Я тоже там видел прекрасные археологические находки, доистоические останки исполинских оленей и буйволов, и истлевшие наконечники стрел, кандалы, но только не упоминание о казачестве. Кое-что появляется в газете «Джидинская правда» на форуме ! Петропавловки «TV-дубль», очень порадовал новый сайт Петропавловской средней школы, но по периоду 1850-1920 годов очень мало исторической информации. Нужно собирать по крохам, собрать найденное и накапливать в одном месте и пусть это будет в этой новой теме.
Станица Петропавловская (с 1916г),ранее Чемуртайская, Цагатуй ( постепенно разберемся ), вобрала в себя казачьи семьи близлежащих ранних поселений Чемуртая, Халзаново, Зайцево, Ичетуя ,Баяна, дер.Щекино (Лапшиново) Все они -тоже предыстория Петропавловки и должны быть обязательно в обсуждении. Я уже представлял в теме по генеалогии « Шишмаревы –джидинские казаки» воспоминания моего дяди И.М.Шишмарева и казака Колмакова , сейчас выкладываю воспоминания других казаков из кн. Элиасова Л.Е.. «Фольклор казаков Сибири»
Наверное, исторически правильно начать с воспоминаний Вершинина - о свободных поселенцах Шекине и казаке Вершине « О заселении нашего края».
( Ксерокопии получились неудобными для чтения, поэтом текст перенабран, примечания *
добавлены мной)
……..
259.О заселении нашего края

«Старики сказывали, что раньше здесь редуты*1 были, казаки стояли. Казаки границу охраняли. Но казаков раньше очень мало было. Царь, видимо, знал, что земли здесь просторные, заселять их надо, доход получать. На казаков царь надеялся, поэтому обратился к ним, чтобы они шли в наши края жить и служить ему верой и правдой.
Стали казаков из центра России*2 в Сибирь отправлять и селить за рекой Джидой . Там раньше ни одной крестьянской избушки не было*3
Прибыли сюда еще казаки*4. Там где стоит сейчас наша Петропавловка, поставили редут*1. Мой дед, Вершин, одним из первых сюда прибыл. Казак он отчаянный был ,смелый, разговорчивый и плясать большой мастер, рассказывают был. Я-то, его не помню. А до прихода сюда нашего деда первым появился в этих местах Щекин, откуда уж он был – сказать не могу. Старики говорили, что это крепкий мужик был: со своим скотом и пожитками сюда прибыл. Кузнечному делу с руки пришелся, кузницу открыл, бурятам разные вещи ковал, а за это брал у них скотом. Коров у него столько было, что он им счета не знал: головные коровы уже в распадок заходили, версты три от дома, а последние только со двора выходили. Богатый был мужик. Богат-то он был богат, да только бог счастья в богатстве не видит. Наследников у него не было. Была, верно,одна дочь, да и то умом худа была, не жила долго, померла.
Вот этот Щекин-то и поселился здесь первым. Скот –основное хозяйство было. Наш дед, по документам точно знаю, которые у нас долго хранились*5, по указу царя выехал на заселение земель. Дед был тоболяк,* 6 звали его Иваном. Так вот, он вторым сюда приехал. У него документ был *5, в котором ясно говорилось, что он по доброй воле проследовал в Забайкалье. Добирался он сюда долго, года два-три. Раньше ведь все гужом передвигались. Прибыл он сюда, занял землю, которую ему отвели*7, стал ее обрабатывать, хлебопашеством занялся. Трудно ему приходилось: была одна телега и та не окована, лошадь одна, а дети малые. Но он работал, не знал ни праздников ни отдыха. Сам лес корчевал, сам избу рубил, свое хозяйство на ноги ставил. А раньше дом построить– дело не легкое. Рубили далеко, верст за шесть-семь от села. А лес какой был? В два обхвата. Сейчас такого бревна не найдешь. Но возить такой лес – беда была. Зато уж дома были –любо-дорого посмотреть: сотню лет стояли и ничего им не делалось*8. Так и жил он в своем доме: работал, детей ростил и службу исправно нес.
Царю надо было знать, где у него в России какие села есть, как они прозываются, вот он и отправил разных чиновников узнать про это. Приехал сюда какой-то начальник, собрал деревенский сход. А ночевать тот начальник остановился у богача Щекина. Узнал, что тот первым сюда приехал, вот и назвал деревню Щекино. А мой дед и его сосед, который третьим сюда приехал- Побоков, не хотели чтобы их деревня Щекино называлось, потому, что у Щекина детей не было, а сам он доживал свой век. С годами деревня росла. Рождались дети.
Жили нельзя сказать, что бедно. Скот был, урожаи земля приносила. Мясо и зерно сбывали в Кяхту и в Монголию. Когда Щекин умер, деревню стали называть Вершинино, дети и внуки у деда нашего подросли. Около деревни станицы* 9 образовались. Некоторые сыновья деда поженились на казачках, а некоторые на бурятках. С бурятами жили дружно, роднились.
Потом , как говорили сюда приехал купец Лапшинов и построил небольшую лавочку. Он торговал солью, хомутами, спичками, товар разный из Кяхты привозил. Торговля бойкая у него была, из других деревень к нему за товаром приезжали. В округе говорили:
- Куда едешь?
- К Лапшинову.
- Откуда едешь?
- От Лапшинова.
Так и стал наша деревня Лапшиново прозываться. ( Нас в детстве лапша дразнили).Потом куда делся Лапшинов ,не знаю, сказать не могу. Больше никаких Лапшиновых здесь не было.
Потом здесь торговлю открыл купец Федоров Василий, но Федоровскими нас не прозвали, а вот лапшиновскими звали. У моего деда было восемь сыновей и две дочки. Сыновей звали: Афанасий, Иван, Марк, Петр, Сидор, Андрей, Василий, Прокопий. Когда они переженились и пошли у них дети, то появились в нашей округе и фамилии их по именам: Ивановские, Афанасьевские, Марковские, Петровские, Сидоровские, Васильевские, Прокопьевские. А уж потом нашу деревню* 10 Петропавловкой назвали, в честь престольного праздника Петра и Павла. Жили по разному: одни- богато, другие – бедно. Торговлей занимались. Возили товар в Кяхту, Мысовую, Иркутск, Томск, Монголию. Сейчас деревня наша большой стала, пешком так просто и не обойдешь. Все это нашими руками сделано. Кровью и потом предков наших поднято. Мы помним их и воздаем должное»…

Комментарии и вопросы:
*1 – Во всех воспоминаниях упоминается редут(ы),возведенный на месте собственно Петропавловки. Вольные казаку Вершину и поселенцу Щекину выделили место для хозяйствования ( разведения скота,земледелия), а редут был в 2 км от Щекино. Место его расположения определялось уже военно-оборонительными соображениями. Редут –это начальное и ключевое сооружение в истории Петропаловки. Очень интересно –как он выглядел(или как мог выглядеть), кто строил( Селенгинские казаки?),где раполагался , думаю на тракте и на верху в изгибе крутого длинного бугра, перед мостом речки из пади Цагатуй, здесь можно небольшими силами удерживать нападение со стороны Монголии. Кто знаток инженерных сооружений казаков, поделитесь информацией. Также интересна информация и о маяках, упоминаемых в материалах по Буринскому договору.
*2-Очень интересна информация о первых волнах заселения казаков в Джиду, устойчиво говорится о направлении отрядов из европейской части России- есть ли у кого материалы по этому ,особенно с упоминанием фамилий всех казаков.
*3 А это точно! -Караулы, далее небольшие казачьи селения Чемуртай- жили казаки Хохловы, Халзаново- жили казаки Григорьевы- предки Дениса Григорьева( спасибо ему-это самая начальная тема сайта), Зайцево –предстоит выяснить кто там жил, хотя в Петропавловке точно жили и живут потомки рода Зайцевых) . Называя все фамилии казаков есть надежда ,что их потомки придут к нам на сайт со своими материалами.
*2 и *4- аналогично, интересны даты, документы, воспоминания
*5- С праправнучкой рассказчика Какуркиной (Вершининой) Клавдией Зиновьевной мы одноклассники, надеюсь найти сведения о упоминаемых документах.
*6 А это хорошая ссылка на Тобольск, но откуда прибывали служилые казаки?- по историческому пути Тобольск-Томск- Енисейск- Забайкалье? или непосредственно из России?
* 7-Кем отводилась земля новоприбывшим Щекину и Вершину- селенгинским дистриктом?
*8 – действительно дома стоят уже больше 100 лет, думаю можно найти описываемый дом Вершинина в Петропавловке, и дом моего деда тоже стоит ,только крышу перекрыли.
*9 –понимаются мелкие станицы( хутора) типа Ангархая по-видимому
* 10- а здесь неточность, связанная с пропуском ( конечно не намеренным) начального периода развития Петропавловки. Различалось даже по картам Лапшиново и Чемуртай, а далее, видимо некоторое время перед переименованием в Петропавловку,- Цагатуй.Это в советское время все слилось, соединилось.
-А вот именно ради восстановления исторической реальности, памяти наших дедов-казаков мы и будем работать.
Уважаемые казаки-эксперты, прошу пообщаться в теме всех, что-то может рассказать, пояснить по поставленным вопросам

С уважением Александр Т.Шишмарев

Взято с форума сайта "Предыстория" (www.predistoria.org)



Источник: http://www.predistoria.org/index.php?name=Forums&file=viewtopic&p=25365
Категория: Село | Добавил: VEVKUBE (02-Авг-2010) | Автор: Александр Шишмарев
Просмотров: 2321 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]