Пятница, 28-Июл-2017, 10:49

.

Меню


7 чудес района
Участник Республиканского конкурса "7 чудес природы БУРЯТИИ" width=
Разделы
Природа края [4]
Все что связано с живописными местами под названием Джидинский район и не только
Село [24]
Рубрика посвещена родному селу
Школа [5]
Все что мы знаем о нашей школе или хотелибы еще узнать
Люди [22]
О людях которые связаны своей судьбой с Джидинским районом и Петропавловкой
Наш район [23]
Все что связано с нашим районом
Разное [79]
Погода

Погода в России
Погода в с. Петропавловка на ближайшие дни показать

Гороскоп
Loading...
Календарь



Наши друзья
Статистика



Онлайн: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page

Код кнопки:

с.Петропавловка Джидинский район республика Бурятия Россия

Страница тегов



Добавить в Избранное



Сайт адаптирован под браузер Opera

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

История селенгинскихмонгол-бурят часть вторая

смотреть привидущую часть

Французский князь Бонапарт, во главе французских войск, завоевал многие народы и государства, и, став могущественным, сверг потомственного правителя и, заняв престол, провозгласил себя императором Наполеоном. Он подчинил своей власти многих правителей государств Европы и Африки. И теперь решил завоевать Россию, Китай и другие азиатские государства. Он собрал под своим знаменем войска из завоеванных им 20 больших и малых стран в количестве 580 тысяч человек и 10000 единиц артиллерии. Мир был встревожен. И в 1812 г. в июне, напал на Россию. Их встретили передовые русские части, ко из-за недостатка сил, они отступили. Французские войска вошли в Москву. В Москве их никто не встретил. Жители ушли из города, прихватив с собой самое необходимое. А имущество и продовольствие было уничтожено или сожжено. Все необходимое было унесено или спрятано. Французы оказались в пустом городе. Русские войска маневрировали. Они нападали на французские обозы с продовольствием и боеприпасами, и перехватывали их. Русские наращивали силы. Усиливалась боеспособность их армии. И, наконец, изгнали находящиеся в Москве французские войска. Началось преследование отступающего противника. Было перебито и взято в плен большое число захватчиков. Бонапарт бежал с немногочисленными своими приближенными. Император России Александр Павлович изгнал чужеземные войска из России, затем он помог свергнутым Наполеоном властелинам и правителям восстановить свою власть. Австрия, Пруссия и другие страны вошли в коалицию с Россией, их армии вместе с русскими войсками вошли в пределы Франции и заняли столицу г. Париж. Войска французов были, разбиты или взяты в плен. Бонапарт был свергнут с престола и отправлен на остров Эльба. На французский престол был возведен законный наследник. На земле воцарился мир. Ранее возведенные Бонапартом на престолы правители были свергнуты, их места заняли законные наследники. Эти события происходили в 1814 году. Торжества в честь победы русского оружия проходили в Кяхте и в Монголии. В этом же году в Кяхту на торжества были приглашены представители хоринских и селенгинских бурят, в том числе бандида хамба-лама, другие высшие ламы и представители четырех бурятских казачьих полков. Русские войсковые начальники, китайские и монгольские нойоны праздновали много дней. Проводились конные скачки, боролись борцы, состоялась стрельба из лука. Устроили облавную охоту. Говорят, что это был большой праздник в честь императора.

Во времена бандида-хамба-ламы Гаван Еши-Жамсына было построено множество дацанов, на той стороне Байкала — Тункинский, Аларский, на этой стороне Байкала — Цэжинский, Баргузинский, на Селенгинской земле — Гэгэтуйский, Иройский, Янгажинский, Кударинский, в Хори — Кудунский, Эгэтуйский, Чисанский, Хохюртайский, Ацагатский, Цолгинский, Агинский, Онон-Цугольский; у хамниганов — Хужиртайский, Тарбагатайский, Барисанский; у казаков-хамниганов — Олхунский, Зугалайский дацаны. В Хоринской степи вместо сгоревшего Анинского дацана, на средства умершего тайши — надворного советника Дамба-Дугар Ринчинэй, тогдашним главным тайшей Галсан Мардайном был построен новый дацан из кирпича, и он был освящен в 1813 г.
Ширетуй Учетуйского табангутского дацана Тунгалаг Данжин Шолхойн был приглашен в Тунку на хурал. На этом хурале было объявлено о выводе из подчинения Мардайна ширетуя Анинского дацана Сойбон Тубшэнэй и о назначении на его место гелуна Шираба Малахайна. И было объявлено, что Шираб Малахайн переходит в подчинение Тунгалаг Шолхойна.
В 1816 году представитель Селенгинского сартульского рода Зээрдэ-азарга ширетуй соржо-лама Чойжамса Бохоин по собственной инициативе перенес Бургалтайский дацан Гандан Пунсуглин в Гэгэтуй и, назвав его Данба Браибунг, решил построить дацан из кирпича на каменном фундаменте. Из-за случившегося межродового конфликта сартулы приостановили строительство дацана. Через некоторое время они возвели на том каменном фундаменте деревянный дацан.
По указанию императора была начата работа по переводу Евангелия на монгольский язык. Для участия в переводе в столицу в 1818 г. отправились из хоринских бурят крещенный бурят Василий Татауров, представители харганатского рода Бадма Мурисун, худайского рода Номто Одаин. За заслуги в переводе Евангелия Мурисун, Одаин и Татауров были награждены золотыми медалями. Татауров и Одаин возвратились на родину, а Мурисун остался в столице, но вскоре там умер.
Три миссионера из Англии в 1819 г. прибыли на эту сторону Байкала. Вначале они остановились возле Селенгинского городка, на юго-западной стороне Селенги. Через некоторое время двое из них переехали жить на Хоринскую землю, построили в Ане и Кудуне жилища. Третий остался жить возле Селенгинска. Целью появления их миссии была пропаганда евангелического учения среди бурят и обращение их в претестантизм. Изданное на монгольском языке сочинение по Евангелию местные бурят-монголы покупали в большом количестве, пробовали изучать, но желающих принять христианскую веру не нашлось. На востоке Хоринской земли, во времена пребывания двух англичан-миссионеров, Санжил Дандарын из хори-галзутского рода, старший брат ширетуя Онон-Цугольского дацана Лундуб Дандарына, перешел в католицизм и стал жить обособленно и проповедовать иную веру.
Искоренялось влияние шаманизма. Лама хамниган-казаков Лубсан Паринлай, став ламаитом, отбирал онгоны и другие предметы шаманистского культа и сжигал. В подобной кампании участвовали ламы Сонгольского дацана Брайбун-Галсан Нимайлын и Содбо Нимайлын и другие. Начиная с 1820 г. на. Селенгинской земле, в Хори, Нерчинске, у 15 родов и казаков, в Баргузине, Цежине, Тунке, Алари преследовались шаманы. У них были отобраны предметы шаманского культа и сожжены. И с тех пор ни в одном аймаке, ни в одной местности не стало слышно о шаманах и шаманках.
По указанию императора началось обучение грамоте бурятской молодежи, и в 1816 г. началось обучение в школе, открытой Селенгинским бурятским комитетом. На постройку школы на добровольных началах были собраны с населения деньги, имущество и скот. Из закончивших школы слушателей избирались тайша, заседатель, голова (выборный), староста, помощник, они становились очень полезными для своего народа людьми, особенно в делопроизводстве на русском и монгольском языках. Кроме того, это имело громадное значение, по их стопам пошли их дети. Эту школу в 1822 г. инспектировал инспектор школ Восточной Сибири, статский советник Словцов.
В начале 1822 года из областного центра Сибирской губернии г. Омска знаток татарского и киргизского языков, титулярный советник Лобанов прибыл в Селенгинскую степную думу. Он пробыл почти год, и, выучившись монгольскому языку и письму, возвратился обратно.
В 1823 году, учащиеся училищ из Омска Горелов и Литвинцев прибыли в Селенгинскую Степную думу. Пробыв там недолго, они отправились в Кяхту и улусы, чтобы выучиться монгольской грамоте, но пробыв больше года, они ни с чем возвратились обратно. У них была большая тяга к пьянству.
В ноябре 1825 года император Александр Павлович скончался в городе Таганроге, что на берегу Черного моря. В декабре того же года его брат Константин Павлович взошел на престол России. Князь Александр Николаевич был объявлен наследником. Однако в январе 1826 года третий брат скончавшегося императора Николай Павлович был возведен на престол. Его наследником был объявлен князь Александр Николаевич. За период менее трех Месяцев произошла смена трех императоров.
В 1825 году, 14 декабря, в городе Санкт-Петербурге, воспользовавшись сменой царей, представители дворянства именитые люди, торговцы, преследуя свои корыстные цели, организовали заговор. Произошли крупные беспорядки. Правительственные войска использовали пушки. Многие заговорщики были убиты. Некоторые схвачены. Недобрые помыслы заговорщики были пресечены. Пятеро зачинщиков были казнены. Остальные были сосланы в Сибирь, на эту сторону Байкала, на Нерчинские заводы. Многие заговорщики оказались в Чите, ими был построен острог, где они обитали. Несли охранную службу солдаты Нерчинского гарнизона. Комендантом гор. Нерчинска был генерал-лейтенант Лепарский. В 1830 году ссыльные были переведены на Петровский завод. Туда же переехал генерал Лепарскиа, который умер вскоре. По милости императора ссыльные были освобождены из мест заключения. Им были определены места жительства в близлежащих деревнях. Они назывались царскими ссыльными. Многие из них получили разрешение вернуться на родину — в Россию, а некоторые умерли в местах поселения. Отдельные ссыльные остались жить в этих местах навсегда.
В 1829 г. по указу министра народного образования Императорский Казанский университет командировал кандидата Ковалевского и студента Попова в Иркутск для изучения монгольского языка, под руководством переводчика монгольского языка, статского советника Игумнова из Иркутского губернского управления. Они прибыли в Гусиноозерский дацан, в резиденцию хамба-ламы Гавана Еши-Жамсына. Они также должны были приобретать книги на санскрите, китайском, тибетском, монгольском и маньчжурском языках для университетской библиотеки. Они прибыли в Забайкалье, затем долгое время были в Селенгинской степной думе. После этого отправились в Кяхту, в сонгольские хиты. Ковалевский в 1830 году отправился в Пекин, в составе русской духовной миссии, в качестве старшего писаря и возвратился оттуда в 1831 году. В 1832 г. он прибыл в Селенгинский бурятский комитет и попросил лам, хувараков и простой люд сделать для него переписку книг на монгольском и тибетском языках, что и было сделано. И прожив 7—8 месяцев, зимой того же года возвратился в Россию, в Казань. Попов не ездил в Пекин, он долго жил в Сонгольском дацане и его окрестностях. Он также организовал переписку большого количества рукописей и ксилографов. Оба относились к своей работе добросовестно и ответственно. В Казани Ковалевского чествовали как генерала, а Попова как полковника: они стали большими авторитетами.
Император заинтересовался состоянием буддийской религии. В 1830 году по его распоряжению генерал-барон Шиллинг был отправлен в Восточную Сибирь. Он, побывав на этой стороне Байкала, в Кяхте, на той стороне — в Иркутске, изучал ламаистские законы и порядки. В результате проверки им было установлено, что последователями ламаистской религии в Восточной Сибири являются на этой стороне Байкала четыре полка селенгинских бурят, хоринские и агинские жители, пятнадцать родов хамниган с 500 казаками, Баргузин, Цэжин, Тунка, Алайр, представители одиннадцати аймаков, и имелись 34 больших дацанов, множество сумэ, более 3500 лам и хувараков. Этот уполномоченный Шиллинг хорошо разбирался в книгах на санскритском и тибетском языках. В Онон-Цугол-дацане был Ганджур на тибетском языке: этот деятель отправил его в Россию. В других дацанах, у баидида-хамба-ламы, светских и духовных руководителей, он взял старинные, написанные золотом и серебром, рукописи и ксилографы, на тибетском и монгольском языках. Выписал из Пекина Данджур и Ганджур на китайском языке. Все эти книги были отправлены в Россию.
В Иройском дацане для него были напечатаны книги с матрицы из дерева дикой яблони, также как и копии различных изображений буддийских божеств, отлитые из золота и серебра, меди и бронзы, срисованные с них картины-полотна. Эти вещи были собраны в избытке для отправки в Россию. Увезти эти вещи в столицу ему помогли сотник-хамниган казак Ерчито Хучирын и сонгольский казак Доржо Бошгунэй. Когда эти двое возвращались, он послал с ними в качестве подарка напечатанные мани для Сонгольского дацана и для знакомых.
Пятидесятник сонгольского полка, коллежский регистратор Ринчин-Нима Ванчигын, который был в учениках у англичанина — миссионера в Селенгинске и, владевший русской и монгольской грамотой, сопровождал жандармского полковника Мишлова во время его пребывания в Селенгинске. В начале 1830 г. Ванчигын был вызван в столицу, был на приеме у императора Николая Павловича и награжден серебряной медалью с Владимирской лентой, кортиком с золотой ручкой и возвратился обратно с генералом бароном Шиллингом. Затем будучи учителем Троицкосавской русско-монгольской войсковой школы, основанной до введения нового устава для казачьего войска, он скончался.
С 20 июля 1830 года началось наводнение, вышли из берегов реки Селенга, Чикой, Джида, Хилок, Темник. Особенно воды Селенги поднялись до подножий гор по обеим сторонам. Были видны только верхушки ив. Русские деревни, бурятские сезонные жилища и имущество оказались под водой, многое разрушено и унесено водой.
В эту осень, вплоть до 15 сентября, вода не спадала до прежнего уровня. Осенью, зимой и весной было очень тепло и год был сытный. Поскольку люди не смогли заготовить кормов на зиму, скот пасся свободно всю осень, зиму и весну, но не было падежа и жертв. Почтенные старожилы не помнят на своем веку подобного. Говорят, за прошедшие 100 лет однажды произошло такое же наводнение. Но это не изменило уровня воды в Байкале, хотя воды Ангары помутнели и вышли из берегов.
Селенгинский посадский комитет находился в Бурал-Тохое (середина Селенги). Из местности Зун Тэгдэ подплывали на больших лодках к входу в здание комитета и, спустившись на крыльцо, входили во внутрь и решали дела. Из-за наводнения, в 1831 г. посадский комитет был переведен в другое место.
В 1831 году, по приказу императора, государственная комиссия посетила Закустайский и Гусиноозерский дацаны, Степную думу, дом заместителя главного тайши Ринчинэ, Учетуйский дацан, заезжали в уртоны Нарин, Лепарского, затем прибыла в Кяхту и ввела новую повинность. По бумажным деньгам того времени, это означало выплату от 4 до 5 рублей на душу. Эта новая повинность была введена официально в 1830 году. С тех пор каждый год собирают этот налог.
У поляков — католическая церковь. Резиденция наследного правителя находится в Варшаве. Страна богатая, народу много, с широкой сетью учебных заведений. Живут они по соседству с Россией. С давних времен у них свой король. За прошедшие времена они то жили в мире с русскими, то приходили с войсками и беспокоили русских. В ходе этих войн Польша оказалась без правителя. И с 1760-х годов началось ослабление и упадок государства. Соседние государства — Россия, Австрия и Пруссия напали на нее. Правители этих трех государств, зная строптивый характер поляков, напали с трех сторон и укротили их. Россия, Австрия и Пруссия превратил Польшу в вассала и произвели раздел ее территории. И до настоящего времени поляки находятся в вассальной зависимости от России. Стремясь восстановить былую самостоятельность и особенно независимое существование, поляки поднимаются на освободительную борьбу, хотя это не приносит им победу.
В 1833 году было получено разрешение губернского начальства построить молитвенный дом (сумэ), на месте теперешнего Селенгинского бурятского комитета на средства умершего заместителя главного тайши надворного советника Вампила Ринчинэ. Его сын — заместитель главного тайши, титулярный советник Ниндак Вампилын построил молитвенный дом, была возведена ограда и во внутрь сумэ были положены предметы религиозного культа и сочинения, подаренные из различных дацанов. И живущие рядом люди стали проводить там хуралы и молебствия. В 1852 году, когда нойон Вампилын отстранился от своих обязанностей, от его родственников потребовали возврата имущества государству, так как он злоупотреблял полномочиями и был осужден селенгинским бурятским населением. Затем состоялась всеобщая распродажа вещей, где все вещи были распроданы и унесены.
В Онон-Цугольском дацане появился напечатанный на тибетском языке Данджур, а в других — рукописи Ганджура во множестве. Ганджур был переписан бурятскими ламами-хувараками и простым людом. И переписка продолжается до настоящего времени. Среди монголо-бурят, лам, хувараков и светских лиц появилось много людей, знающих астрологию, медицинские трактаты Китая, Тибета, Монголии. Появилось очень много разных хроник и родословных. Также появились в большом количестве книги, напечатанные на монгольском и тибетском языках с печатных досок. Появились также мани (заклинания) на санскритском и тибетском языках, напечатанные на медных и железных досках. Появились во множестве отлитые из золота, серебра, меди и бронзы изображения божеств, предметы культа. Стали проводиться богослужения, посвященные Майдари. В Онон-Цугольском дацане начала функционировать школа цанид.
В 1830 г. монгольский соржо-лама Жаргалай вместе с ургинским Даша-габжа провели в Хоринском и Чисанском дацанах богослужение Вачир Эрихэ. Говорят, что от имени банчин-эрдэни Лубсан-Балдан Дамби-Нимы лама Гаван Еши-Жамсын удостоился разряда хубилганов (перерожденцев). Этот хамба-лама запретил хуваракам пить водку, объяснил им последствия вредного воздействия водки и, поведение лам и хувараков стало прилежным. Во времена этого хамба-ламы ламаистская вера среди монгол-бурятов Восточной Сибири получила широкое распространение. Данжин-Гаван Еши-Жамсыи был удостоен золотой медали первой степени, награжден орденом святого Александра с лентой, украшенной драгоценными камнями, золотой медалью св. Андрея. Пробыв 33 года на своем посту, он скончался в апреле 1824 года.
Шестым хамба-ламой в том же году стал Данжин-Чойван, известный в народе, как родной брат умершего ламы Гаван Еши-Жамсына. Это было санкционировано решением губернатора Восточной Сибири. В действительности лама Чойван являлся младшим из трех сыновей старшей сестры Гаван-ламы, которая была замужем за Эрдэни из рода хатакин. В младенчестве его умерла мать. А Эрдэни жил в бедности. Родной дядя Гаван-лама взял к себе на воспитание трех осиротевших мальчиков и вырастил на своих руках. Некоторые люди, особенно русские думали, что Чойван является родным сыном хамба-ламы Гавана. Вместе с Гаван-хамбой жил его родственник Ганжур. Жена его Дулма как свое родное дитя вырастила и воспитала Чойвана.
О той Дулме думали, как о супруге хамбы-ламы. Но это неправда. В 1816 году, когда проводилась ревизия, тогдашние хатакинские деятели ошиблись при регистрации Чойвана. Поскольку так случилось, Гаван, посоветовавшись с теми деятелями, записал Чойвана в Подгородний оток как своего младшего брата.
Во времена этого хамба-ламы, в 1834 году по указу императора генерал граф Дисанто Алтасунта, а в 1835 году генерал-адъютант Чибкин прибыли в Кяхту. Первый отправился в бурятские улусы и в Гусиноозерский дацан, в резиденцию хамба-ламы, второй — генерал Чибкин — из Селенгинска поехал в резиденцию хамба-ламы, проявляя интерес к религии.
В 1840 году по поручению императора ревизор генерал Черкасов прибыл в Кяхту. С ним камер-юнкер Львов совершил поездку по сельским местам, посетил Селенгинскую думу, Гусиноозерский дацан, интересуясь влиянием религии на благосостояние народа.
В 1836 году в Казань для учебы в гимназии было отправлено четыре бурятских мальчика. Вместе с ними отправились из Болдоморского дацана и Гусиноозерского дацана засак Биликто и ширетуй Галсан Нихитын в должности надзирателя.
В 1838 году Восточно-Сибирское начальство утвердило ламу Чойвана в должности хамба-ламы. В честь этого события в то лето в Гусиноозерском дацане состоялись большие торжества с участием большого количества народу.
В 1841 году доромбо-лама Галсан-Содбо; родом из монгольских хорчинов и узонов, тайно перешел границу в районе Акшинской заставы и направился к нерчинским хамниганам. Засак гебгуй Селенгинского Учетуйского дацана и ширетуи-церемониал этого же дацана направились через Хоринские и Агинские земли в Селенгинские степи в Гусиноозерский дацан, в резиденцию бандида-хамба-ламы. Этот лама интересовался жизнью последователей ламаистской религии. Он общался со всеми, не делая различий, бедный или богатый, хороший или плохой. По его требованию была открыта библиотека.
Осенью того же года, в Учетуйском дацане в течение двадцати дней он справлял церемонию вачир. Слава об этом ламе широко распространилась. Приезжали на молебствия к нему из трех родов армакских хамниганов, из Цежина и Закаменских двух дацанов, Тунки и Баргузина, затем приглашали его к себе. Слава об этом ламе достигла калмыков и аймаков даже Астраханской области России. Очень родовитый, почтенный лама с друзьями и вместе с живущим в Казани ламой Нихитын летом 1842 года находились на этой стороне Байкала. Они ездили к хоринским родам, оттуда отправились в Гусиноозерский дацан. Пробыв почти месяц в этом дацане, где они провели богослужение в честь Майдари. Приехала на богослужение группа мужчин и женщин — западных бурят. Этот лама зимой в холод, в очень холодное зимнее время, сняв носимую ламскую одежду и надев на голое тело украшения из серебра и железа, стал читать молитвенную книгу. А слушавшие его служители культа и светские люди, — мужчины и женщины, облаченные в очень теплые зимние одежды, очень замерзли и потому страдали. На вершину горы, где не ступала нога человека, которую гриф едва пролетал, на вершину горы Мундарга стремясь подняться, он шел почти два дня в сопровождении учеников и множества другого люда; идущие за ламой не поспели и отстали. Возвращаясь обратно, они скользили и падали, еле спустились вниз. Этот лама в сопровождении двух бурят и одного торгута, возвратился на свою родину, в Монголию. Оттуда он вскоре направился в Утайшан и в Тибет. Там собрал для бурятских дацанов и школ книги и предметы культа. Во время пребывания этого ламы в районе Онон — Цугол-дацана, выдававший себя за хуварака, Жалму Худоин попытался завладеть имуществом ламы, но не смог. Затем стал жаловаться на ламу начальнику близлежащего русского караула, но не получил с его стороны поддержки. Тогда он тайно связался с монгольскими караульными и сообщил им, что их лама, находясь на нашей земле, собрал очень много вещей, собирается возвратиться обратно, и что лама находится недалеко от вас, арестуйте его и отберите его вещи. Обо всем этом лама узнал. Земляки также узнали об этом и предупредили его. Но лама, не чувствуя за собой никакой вины, решил пуститься в путь. Пусть попробуют арестовать меня из-за имущества, рассудил он. Однако как только он вступил на монгольскую территорию, сидевшие в засаде недобрые монголы схватили его. С ламой ничего плохого не случилось. Говорят, что у себя на родине до недавнего времени он жил в здравии. Трое учеников, сопровождавшие его — ламу, посетили многие страны, познакомились с другими народами и живут в благополучии. Вещи ламы, на которые зарились Худоин и монголы, не достались никому. Торгуты, приезжавшие сюда для свидания с этим ламой, возвратились назад, а старый лама скончался.
Задолго до этого, примерно в 1837 г., олет-монгол тубчин-лама Ёши-Доржо обосновался в районе Усть-Кяхты и джйдинского Болдомора. Здесь он пришел в себя после трудного путешествия. Он отличался пристрастием к водке, притом проявлял неуживчивый характер, из-за чего не мог долго жить на одном месте. Этот лама не брал взяток. Он умер на Хоринской земле.
Главный тайша баргузинских бурят надворный советник Сахар Хамнын с одним бурятом отправился в 1830 г. в столицу, был принят императором, награжден кортиком и денежной премией. Он не принял православия и вернулся верным ламаистской религии. А в 1841 г. в столице побывал хоринский тайша Ринчин-Доржо Дэмбилын. Говорят, что там он был крещен, притом крестником был сам император Николай Павлович, а крестницей — императрица. Вернулся в звании засула (есаула). Стали его именовать тайшей Николаем Николаевичем Дэмбиловым.
Зимой 1848 г. сгорело здание Хоринско-Анинской степной думы со всем имуществом и ценностями. Было установлено, что тайша Дэмбилов присвоил крупные суммы государственных и общественных денег и по его прямому указанию была сожжена дума. Он был арестован, осужден и отправлен в заключение. Вместо него главным хоринским тайшей был назначен Тарба Жигжидэй. Он получил благословение императора, хорошо справлялся со своими обязанностями. Но из-за конфликта, в котором была замешана дочь его родственника шуленги Очир Жамбалына, он был освобожден от должности. Со времени первого хоринского тайши Шодо Болтрикова прошло немного больше ста лет, родословная его была прервана, тайшей стал другой человек.
В 1842 г. из Казани на родину вернулся лама Галсан Ныхитын. Он не имел сыновей. Весной 1843 г. отправился в Казань биликто-лама гецул Галсан Гомбоев из Хул-норского дацана и до сих пор не вернулся. В начале 1844 г. генерал-губернатор Восточной Сибири тайный советник Толстой с сопровождавшими лицами провел в Забайкалье почти два года, посетил Гусиноозерский и другие дацаны, степные думы. Но остались неизвестными его решения по религиозным и государственным делам. Из отправленных в Казань на учебу 4 мальчиков-бурят один умер, двое были отданы в солдаты. Доржо Банзарай, происходивший из табангутского урянхайского рода, с правого берега реки Учетуй, получил образование в Казани, сдал экзамены в Петербурге и был назначен чиновником по особо важным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. В 1850 году приезжал в Забайкалье, на родину, затем вернулся в г. Иркутск на работу, и будучи на своей работе пристрастился к вину и скончался в 1850-х годах. В 1846 году, осенью в гостях на свадьбе он поссорился с бандида-хамба-ламой Чойваном, после чего прибыл в Гусиноозерский дацан под покровительство ширетуй лацава Замбы. Он перестал посещать дацанские хуралы. И только после смерти того хамба-ламы, он стал посещать дацанские хуралы.
По инициативе Найдана — сына Гомбо, младшего брата гелуна Доржо, было получено разрешение построить русскую церковь рядом с Селенгинским бурятским комитетом, возле давно и крепко заложенного фундамента дацана-хурдэ. Строительстве велось за счет собственных средств и пожертвований. Церковь была освящена иркутским архиреем, туда прибыли и попы. Зато, что Найдан Гомбоев работал учителем среди кударинских бурят и за строительство церкви он был награжден серебряной медалью, произведен в титулярные советники. Затем служил переводчиком маньчжурского языка у амурского военного губернатора. Говорят, что он ездит в Китай и Маньчжурию до пределов владений японского императора. Однако он не принял православия. Он также давно не приезжал на родину. Он стал весьма уважаемым человеком.
На давно построенный и заселенный русскими город Албазин в 1685 г. маньчжурский император Энхэ Амгалан послал сильное войско и город был разрушен. Множество жителей было уничтожено, оставшиеся в живых вместе с попом Дмитрием были угнаны в Пекин и поселены в городе, для них была открыта церковь для отправления ими религиозных потребностей. Она называлась церковью св. Николая. Их потомки стали забывать свой родной язык и обычаи предков, перенимали китайские и маньчжурские обычаи и традиции. И тем не менее среди них приверженцев христианства не становилось меньше.
В 1686 году русский посол Федор Головин прибыл в город Нерчинск на реке Шилка, что в 700 километрах от Албазина и вел переговоры с маньчжурскими политическими деятелями и военными чинами. Была достигнута договоренность о переходе Амура в ведение Маньчжурской империи, а Албазин был объявлен нейтральным до особых переговоров по его статусу. Стороны договорились о торговле. Было решено в каждые три года направлять по 200 купцов от каждой стороны в резиденцию Жебдзун Дамба-хутухты, на земли Тушээтэ-хана, в Долон-нор и дальше до городов Китая, а также в Нерчинск. Впоследствии, когда граф Савва Рагузинский поднимал вопрос об Амуре и Албазине, Сэцэн-хан не ответил на его предложения о переговорах.
В 1847 году император назначил генерал-адъютанта, генерал-инспектора Муравьева-Амурского генерал-губернатором Восточной Сибири и командующим расквартированных там войск и с 1848 года начал поиски Албазина и Амура. Генерал Муравьев установил контакты с живущими там маньчжурами и многими другими народами. Вошел в их доверие и затем начал строительство поселений и острогов, куда были поселены люди.
В 1850-х годах чрезвычайный и полномочный посол граф Путятин отправился в Пекин. По пути остановился в Кяхте, но по неизвестной причине поехал в сторону Амура, и, вступив на маньчжурскую территорию, вел переговоры с представителями Срединной империи. Но эти переговоры оказались безрезультатными.
В 1858 году генерал Игнатьев отправился в Пекин через Кяхту, пробыв там некоторое время, и добился заключения мирного договора. Установились добрососедские отношения между Россией и Срединным государством, называемым Дайцинской империей. Наши купцы стали покупать в большом количестве чай, развернули торговлю в древней столице Китая — Нанкине, в Шанхае, и во многих других городах. А китайские купцы, торговцы развернули торговлю в крупных городах России, даже в странах Европы и Азии.
В 1851 году по предложению генерала графа Муравьева-Амурского на основанной им новой территории была образована Амурская область, а территория, расположенная восточнее Байкала, стала называться Забайкальской областью с центром в г. Чите. Вместо градоначальника в Кяхте появился пограничный комиссар в чине майора. Кяхтинская таможня была перенесена в г. Иркутск.
Служивший секретарем у бандида-хамба-ламы Чойван Еши-Жамсына зайсан Селенгинского хатагинского рода Дамба Вамбуин в 1850 году по своей инициативе отправился в столицу, был принят императором и награжден серебрянкой медалью. Вернувшись был определен в штат Кяхтинского пограничного комиссариата переводчиком монгольского языка.
Его потомок из сонгольского аймака по имени Буда Хотогын, будучи главой сонгольского рода по наследству, по неизвестной причине оставил свою должность. По своему желанию стал переводчиком, маньчжурского и монгольского языков в Кяхтинском пограничном комиссариате. Вскоре стал коллежским ассесором. Затем при генерале, графе Муравьев-Амурском перешел в православие и принял новое имя Головкина. В 1867 году, по своей инициативе Головкин отправился в столицу, был на приеме у императора, удостоился награды. Он поступил па службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. Стал уважаемым человеком.
Сын служилого Бадма Донсохона, гелун Сультим-Шираб Бадмын из рода хуацай хоринско-агинских бурят, будучи в столице со своим младшим братом, принял православие, стал надворным советником, и был награжден серебряной медалью. Он был Прикомандирован к госпиталю. Работал в Восточной Сибири, в Чите и Иркутске.
В 1848 г. камер-юнкер Левашов прибыл в Забайкалье, посетил Селенгинскую степную думу, резиденцию бандида хамба-ламы в Гусиноозерском дацане, другие религиозные центры во всех аймаках, степные думы, иноверческие управы. По заданию правительства он изучал состояние ламаистской религии, религиозные постулаты. Затем в Иркутске вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири генералом Муравьевым составил новое уложение по ламаизму. 15 мая 1853 г. император Николай Павлович утвердил его. В соответствии с этим уложением лама Данжин-Чойван Еши-Жамсын был утвержден бандида-хамба-ламой всех последователей ламаистской религии Восточной Сибири. С этим сообщением в Гусиноозерский дацан прибыл генерал Забайкальского казачьего войска Запольский.
Началось печатание ксилографическим способом книг на тибетском языке по инициативе ширетуя Деристуйского дацана, выходца из первого атаганского рода селенгинских монгол-бурят Чагдаржаб Вампилына. После его смерти сын его старшего брата титулярного советника Ниндак Вампилына Хандажаб Ниндагын, штат-лама Чойжи Жалсан, его братья Сультэм, Хаидажаб, ныне исполняющий обязанности бандида-хамба-ламы, ширетуйлама, ведущие ламы и чиновники атаганского хошуна внесли значительный вклад в общественный фонд поддержки веры.
С 1856 г. Гусиноозерский дацан начал строиться из кирпича. Там была создана школа цанит, также стали проводиться манихуралы. В Деристуйском и Янгажинском дацанах также появились подобного рода школы. Цам-хурал начал функционировать в Иройском дацане. Было решено заложить каменный дацан в Онон-Цуголе, также в Болдоморе. Были доставлены тибетские Данджуры в Болдоморский и Деристуйский дацаны.
Лама Данжин-Чойван Еши-Жамсын 21 год занимал должность бандида хамба-ламы. В ноябре 1859 г. он отправился по просьбе лам в Гэгэтуйский сартульский дацан для участия в религиозной церемонии. Он не доехал до того места. В пути остановился в Иройском дацане, где скоропостижно скончался. Останки тела были привезены в Гусиноозерский дацан. Там рядом с дацаном был построен небольшой сумэ, в котором он и был погребен. Этот лама строго наказывал за пьянство лам и хувараков. Указом императора Данжин-Чойван Еши-Жамсын был награжден золотой медалью первой степени с Анненской лентой для ношения на шее, орденом второй степени, украшенном драгоценными камнями. Он умер до того, как получил чин советника 3 класса.
В соответствии с ламаистским уложением ширетуй Гусиноозерского дацана являлся бандида-хамба-ламой. В феврале 1860г. в Селенгинской степной думе собрались чиновники-сайты, крупные ламы для выдвижения кандидатур на должность бандида-хамба-ламы. Были выдвинуты три кандидатуры на вакантную должность, о чем было сообщено в марте того же года представителям власти. Пришлось ждать долго утверждения. Император Александр Николаевич издал указ об утверждении ширетуя Сонгольского Балдан Бранбун хита (Ванчигына) в должности бандида-хамба-ламы.
Подданные Российского государства тогдашние жители Восточной Сибири бурят-монголы и хамниганы знали о восхождении семи бандида-хамба-лам. В соответствии с ламаистским уложением резиденцией хамба-лам был Гусиноозерский дацан. В Бурятии имелись 34 больших дацана, много малых сумэ, 285 штатных (авторитетных) лам, гелунов, гецулов, банди. Хувараки обучались в 35 дацанских школах. Почти 200 лет прошло с тех пор, как среди бурят-монголов и хамниганов Восточной Сибири распространилась религия святого Шакьямуни.

Эту летопись завершил в ноябре 1868 г., в год желтого дракона зимой дархан тайша селенгинских монгол-бурят убаша Дамбп-Жалсан Ломбо-Цэрэнэй.

 ПРИМЕЧАНИЯ

1. По «Уставу об управлении инородцами» 1822 г. народы Сибири, разделялись на 3 разряда: 1. оседлые, 2. кочевые, 3. бродячие. К оседлым причислялись постоянно живущие в городах и селениях. К кочевым причислялись народы, живущие в определенных местах, которые в зависимости от времени года кочевали со скотом на новые места. Бродячими считались переходящие с одного места на другое по рекам и урочищам». См.: История Бурят-Монгольской АССР, т. I. Улан-Удэ, 1954, с. 223—225.

2. Шаманка Асуйхан фигурирует почти во всех бурятских мифах о булагатах и эхиритах, то в роли воспитательницы Эхирита и Булагата, то как их прародительница. Предания об Асуйхан тесно связаны с мифом о Буха-нойоне и часто входят в него как его продолжение, но они встречаются и самостоятельно. Известны разные варианты легенд о шаманках Асуйхан и Хусыхен. См.: М. Н. Хангалов. Сборник сочинений. Улан-Удэ, 1958; И. А. Манкигеев. Бурятские шаманистские и дошаманистские термины. Москва, 1978.

3. По шаманистским повериям тенгрии считались духами-гениями, оказывающими воздействие на жизнь людей. Среди тенгриев, как и среди людей, различались две категории, добрые и злые. В основе этого воззрения шаманистов, как и всякой религии, лежало бессилие людей в борьбе с природой, что порождало веру в богов, в чудеса и т.д. См.: Т. М. Михайлов. И истории бурятского шаманизма с древнейших времен до XVIII в. Улан-Удэ, 1989.

4. В большинстве исторических хроник принято считать, что предок хоринцев — Хоридой имел дочь и 11 сыновей. От первой жены Баргужин-гоа родилась- дочь Алан-гоа, от второй жены Шаралдай, родилось 5 сыновей — Галзуд, Хуацай, Хубдуд, Гушад, Шарайд, а от третьей жены Нагатай — шестеро сыновей: Харгана, Худай, Бодонгуд, Хальбин, Саган и Батанай. Эти 11 сыновей и считаются главами 11 хоринских родов.

5. Эхирит — мифический предок племени эхиритов, считавшийся сыном пестрой рабы (налим), обитавшей в береговой щели озера Байкал. Эхирит был пойман бездетной шаманкой Асуйхан при помощи Булагата. Этот миф о происхождении эхиритов, как и его варианты отражали переход древних племен к скотоводческому занятию, соответственно которому, переосмысливались более древние мифы. Изменились виды тотемических предков и их родственные отношения между собой. См.

Источник: http://marshal-i.mylivepage.ru/wiki/1664/645
Категория: Разное | Добавил: VEVKUBE (27-Авг-2010) | Автор: Дамби-Жалсан Ломбоцэрэнов
Просмотров: 1665 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]